Жуау Фрага, более известный как Жуаузинью Любимчик Девочек, - это юноша из Анголы, которому за последние годы существования колониальной империи удалось надурить португальское правительство на многие тысячи контуш (прим. португальская валюта того времени). Оказавшись в тюрьме накануне апрельской революции 1974 года, Жуаузинью в конце концов обретает свободу и выходит на волю как один из героев-борцов за независимость Анголы. «Большая афера» - это история его жизни. Это повседневная действительность мошенника-добряка, жулика, глубоко почитающего своих друзей, кутилы, берущего от жизни все, и человека, который всегда ищет для себя самого лучшего. По воле обстоятельств Жуаузинью становится лишней политической фигурой, которая подрывает существующий порядок и несет в себе угрозу португальскому колониальному режиму. Идея фильма была навеяна детскими воспоминаниями Зезе Гамбоа о его жизни на улицах Луанды. В возрасте десяти лет режиссер узнал о человеке, который не только разбудил в нем интерес, но и заворожил своим образом жизни. Все это происходило в колониальной Луанде, которая представляла собой тогда яркое смешение африканской и западной культур. «Я был еще мальчишкой, когда впервые узнал об этом персонаже; он всегда разъезжал на огромных автомобилях и был в компании красивых женщин. Тогда это в какой-то мере поразило меня и впечатлило до глубины души, ведь этот парень был одним из немногих молодых людей африканского происхождения в Луанде, кто управлял машинами последней модели и вел образ жизни настоящего плей-боя», рассказывает режиссер. Многим позже, в 80-х годах, в Брюсселе, Зезе Гамбоа встречает Жуаузинью на одной из дискотек и предлагает ему снять фильм, который рассказал бы зрителям историю о его истории. Именно так рождается «Большая афера». Некоторые считают, что этот фильм основан на традициях афро-американского кинематографа 70-х годов. Возможно, так оно и есть, за счет эстетики, иронии и приключенческого духа, которых у него не отнять. С другой стороны, блэксплойтэйшен (прим. один из жанров так называемого эксплуатационное кино) не допускает политического компонента, содержащегося в «Афере»: речь идет о португальском присутствии в Анголе и тех принципах, на которых основывалось колониальное общество того времени.