Один из лучших современных клипмейкеров Гондри («Зов природы») адаптировал очередную фантазию модного Чарли Кауфмана («Адаптация», «Признания опасного человека», «Быть Джоном Малковичем»). Все действие происходит в голове Джима Кэрри, который то пытается забыть свою возлюбленную (Уинслет), то, наоборот, отчаянно цепляется за воспоминания. Несмотря на фантастический антураж — очень грустное кино.
Мелодрама |
16+ |
Мишель Гондри |
19 марта 2004 |
29 апреля 2004 |
1 час 48 минут |
В День святого Валентина на зябком пустынном пляже собачеглазый Джоэл Бэриш (Кэрри) знакомится с синеволосой Клементиной (Уинслет). Проходят титры, а с ними, за кадром, любовь и счастье, и уже — разрыв. Случайно Джоэл узнает, что его бывшая возлюбленная, воспользовавшись услугами некой конторы, стерла его из памяти. Поддавшись импульсу, он в отместку обращается в тот же сервис. И оказывается, что все, что мы видели в начале, — совсем не начало, а то, что будет в конце, может еще много раз измениться.
Снятая в жанре лоу-фай сай-фай, эта неброская, местами бескомпромиссно маргинальная картина оказалась едва ли не самым важным фильмом американских нулевых, несмотря на национальность режиссера. Знаменуя окончательный и бесповоротный конец постмодернизма, «Сияние» предельно внятно подытожило глобальные матричные прозрения недавних предшественников, угадав новую парадигму, «квантовую», — в противовес Аристотелевой, причинно-следственной, определившей ХХ век. В «квантовой драматургии» (сценарный «Оскар» Чарли Кауфману), как и в квантовой физике, будущее может влиять на прошлое, один объект может находиться в разных местах одновременно, единовременно быть и не быть. Как и квантовая физика, «квантовая драматургия» предлагает принципиально иной взгляд на все. Тут важно — на что. У Гондри в фокусе — чувства, и главный прорыв фильма именно в том, как открытия «Матрицы», обширное наследие «Взлетной полосы» Маркера и вообще весь этот дивный новый мир, в котором мы живем, тут заражен живой, больной и нежной эмоцией. Может, мир — не такой уж и дивный, коли сердца в нем не перестают разбиваться. Внешне похожий на головоломку, фильм обладает кристальной ясностью и светлостью взгляда; иногда он напоминает 8-миллиметровый хоум-муви — кажется, подуй на экран, и мотыльковая картинка медленно угаснет навсегда.