В сочельник патриарху семейства всаживают в спину нож в собственной спальне. Одна из восьми женщин, оказавшихся по случаю праздника на вилле, — убийца. Классический детектив по пьесе Робера Тома («Ищите женщину») — еще и мюзикл: у каждой кинозвезды собственная песня с танцем. Самое шоколадное — и чрезвычайно синефильское — развлечение года.
Детектив, Комедия, Музыкальный |
12+ |
Франсуа Озон |
8 января 2002 |
1 час 51 минута |
В сочельник патриарха семейства убивают ножом в спину в собственной спальне. Одна из восьми женщин, оказавшихся по случаю праздника на его занесенной снегом вилле, — убийца.
Начало XXI века оказалось переломным для кино: оно разучилось говорить иносказательно. Извращение и убийство стало принято живописать по-бытовому, с порнографической ясностью. Режиссерам, предпочитающим извлекать скрытую драму из видимого благополучия жизни, пришлось бежать в условные, давно умершие жанры и ретроэпохи. Озон в «8 женщинах» совершил самый эффектный побег. Его убийство происходит в начале 50-х со всей их кукольной эстетикой: косуля ест побеги на стене под симфоническую музыку, а костюмы женщин стилизованы под диоровский new look. Условность детектива и ретростиля режиссер возводит в квадрат элементами мюзикла (у каждой женщины — сольный выход с песней-признанием), а все вместе — в куб элементами фарса (по справедливому замечанию режиссера, Юппер тут — Луи де Фюнес в юбке). Только среди такой стилистической беззаботности, вместе с которой на экран возвращается и здравый смысл, присущий послевоенному обществу, и может сработать трагедия о тайных страстях, которая съедает наведенную Озоном красоту, как червь яблоко. «Убийство и породивший его порок, — напоминает Озон, — не могут не быть трагичны».