Долгое время внимание прессы, особенно желтой, было приковано к семье Грейси (Джулианна Мур) и Джо (Чарлз Мелтон) — ведь их роман закрутился, когда парню было всего 13, а у Грейси уже был сын его возраста. Спустя 20 лет по громкой истории решают снять фильм. Актриса Элизабет (Натали Портман), которой предстоит сыграть Грейси, просит несколько дней провести с этой семьей, чтобы лучше вжиться в роль. Необычный эксперимент может завести участников дальше, чем планировалось.
Название «Май декабрь» отсылает к английскому выражению, которое означает роман между людьми с большой разницей в возрасте. С исполнительницами главных ролей определились сразу, Портман стала одним из продюсеров картины, а режиссером — Тодд Хейнс («Вдали от рая»), вечный экспериментатор, снимавший про рок-звезд («Меня там нет»), квир-персон («Кэрол») и заговоры корпораций («Темные воды»). Весь фильм строится на дихотомии двух женских образов — настолько мощных, что они, подобно звездам, искривляют вокруг себя художественное пространство. Наблюдать за актерской химией Мур и Портман — одно удовольствие. Но и Чарлз Мелтон на удивление почти не отстает и здорово уравновешивает их в образе вечного подростка, которому так и не дали вырасти в мужчину, — недаром всю троицу номинировали за роли на «Золотом глобусе». Но главное — это то, как Хейнс грамотно направляет эту актерскую энергию в нужное русло и создает местами нежное, местами откровенно ироничное полотно о том, как сложно сделать что-то правильно и по-честному: построить семью, прожить жизнь или снять кино.
В небольшом прибрежном городке Скарборо на севере США происходит жестокое убийство. Девушка-риелтор (Матильда Анна Ингрид Луц) найдена мертвой в одном из проданных домов. Дело отдают опытному детективу Тому Николсу (Бенисио Дель Торо), который недавно перебрался в эти края после того, как его напарника поймали на коррупции. Бывалому полицейскому нужно докопаться до правды, а заодно доказать новым коллегам во главе с капитаном (Эрик Богосян) — дядей своей жены (Алисия Силверстоун), — что ему можно доверять.
Полнометражный дебют клипмейкера и соратника певца The Weeknd Гранта Сингера. Бенисио Дель Торо не только исполнил главную роль, но и спродюсировал кино, а также помогал Сингеру писать сценарий, основанный на истории реального нераскрытого убийства. Также спустя четверть века после «Лишнего багажа» он воссоединился на экране с Алисией Силверстоун. После того фильма они еще пару лет встречалась — отчего экранная химия тут прямо искрит. Фильм не особо зашел критикам — они обвинили Сингера в напыщенности, а зрителям не хватило, собственно, детектива. Впрочем, и за то и за другое ругали, к примеру, и вернувшийся на экраны сериал «Настоящий детектив», на который фильм больше всего и смахивает. Это медленное и внимательное к деталям кино, не стесняющееся откровенного эстетства и жирного символизма. Героев здесь часто соблазняют разными блестяшками — от денег и медалей до новой сантехники, а цена одна — сбросить шкуру и расчеловечиться. Кто справится с искушением — загадка поинтереснее, чем «кто убил риэлтора?».
2015 год. После скандала из-за газетной статьи о «группах смерти», доводящих до самоубийства подростков в соцсетях, пару следователей — молодого карьериста (Владимир Аверьянов) и опытного сыскаря (Алексей Серебряков) — отправляют в подмосковный Подольск, чтобы по второму кругу расследовать суицид местной школьницы. Нехотя погрузившись в дело, они постепенно находят тот самый сетевой след. А вскоре, буквально у них на глазах, шагает с крыши еще одна девочка.
Фильм художественно переосмысляет реально разразившуюся в российском обществе моральную панику после статьи в «Новой газете». Бывший кинокритик, а ныне сценарист и режиссер Роман Волобуев начал писать эту историю по горячим следам еще в 2016 году. Снять фильм на непростую и злободневную тему решилась актриса театра и кино Алиса Хазанова, для которой картина стала второй режиссерской работой после «Осколков». Кино удачно балансирует между почти документальным материалом (здесь действительно много реальных деталей) и большой традицией антидетектива, где расследование лишь повод поговорить на разные социально-философские темы, — можно припомнить хоть «Настоящего детектива», хоть «Воспоминания об убийстве», хоть «Зодиак». Но это не просто очередная стилизация «под Финчера». Хазанова и Волобуев полноценно обживают жанр и перерабатывают его на свой лад. Это умное, отлично написанное и честно сыгранное кино с отлаженным и тонко настроенным механизмом внутренней полифонии. На сложные вопросы здесь дают не один, а сразу множество ответов — и зритель сам решает, выбрать один из них или предложить свой.
Нарвел Рот (Джоэл Эджертон) — садовник с темным прошлым и нацистскими наколками — стрижет газон в поместье богатой вдовы Нормы Хэверхилл (Сигурни Уивер) и практикует аскетичный образ жизни. Но вот однажды к женщине приезжает внучатая племянница Майя (Квинтесса Суинделл), и размеренная жизнь Нарвела оказывается нарушена.
Подобно своему лирическому герою, режиссер Пол Шрейдер экономно использует имеющиеся у него средства — можно даже сказать, что в «Садовнике» его брессоновский аскетизм достиг апогея. Что-то похожее на экшн есть только в конце фильма. Все остальное время занимают ритуалы, ритуалы, ритуалы — суть медленного кино. Но это вовсе не означает, что Шрейдер дает заскучать зрителям. Он ловко выкручивает градус напряжения, в частности, за счет героини Уивер Нормы, но не Десмонд, а в финале и вовсе остроумно деконструирует «Бульвар Сансет». Вообще, в фильме много всего смешного. Как заправский тролль, Шрейдер проходится по всем острым вопросам современности. И пусть «Садовник» — самая необязательная часть его трилогии (куда также входят грандиозная «Первая реформатская церковь» и «Холодный расчет»), такому тихому мастерству, таким режиссерским скиллам можно только позавидовать.
Успешная немецкая писательница Сандра (Сандра Хюллер) живет с мужем-французом Самюэлем (Самюэль Тейс), преподавателем и тоже литератором, который все не может дописать свой первый роман — в уединенном шале во французских Альпах. Несколько лет назад из-за аварии их сын Даниель (Мило Машадо-Гранер) потерял зрение — и с тех пор по семейному счастью побежали трещины. Но тут происходит новая трагедия: Самюэль падает с балкона дома и разбивается насмерть. Сандру подозревают в убийстве мужа, а Даниель становится главным свидетелем.
Жюстин Трие («В постели с Викторией», «Соблазн») и соавтор сценария Артюр Арари писали роль Сандры специально для Хюллер. Премьера ленты состоялась на Каннском фестивале, где Трие взяла главный приз, став третьей женщиной в истории, удостоившейся этой награды. Также «Анатомия падения» успела отхватить шесть наград Европейской киноакадемии (включая «Лучший фильм») и два «Золотых глобуса». В ходе подробного и даже въедливого судебного процесса кино с той самой анатомической точностью разбирается, когда и как из одной конкретно взятой семьи исчезло счастье. Центральной темой для Трие становится отсутствие общего языка (героиня — немка, думающая и пишущая по-английски, но живущая во Франции). Часто персонажи не только не слышат, но и порой буквально не видят друг друга. И хотя местами авторам не хватает внятного социального месседжа и чуть-чуть самоиронии, это мастерски сделанная картина, которая держит в напряжении на протяжении всех, пугающих поначалу, двух с половиной часов.
Нелюдимый таксист Саша (Юрий Борисов) работает по ночам и гордится умением за пару минут «читать» своих пассажиров. Однако севшая в его машину Лиза (Анастасия Талызина) и не скрывает, что работает эскортницей. Она выкупает Сашу с автомобилем до утра, чтобы тот повозил ее по клиентам, — так безопаснее, ведь в округе орудует серийный убийца. Но могут ли они действительно доверять друг другу?
После успеха боевика «Никто» режиссер Илья Найшуллер продолжает работать в Голливуде, но и не забывает активно продюсировать российские фильмы. После комедий («Я худею», «Молодой человек») он постепенно добрался и до любимого жанра остросюжетного боевика. Сделать картину в духе «Таксиста» и «Драйва» взялись телевизионные трудяги: режиссер Кирилл Кемниц («Zомби каникулы»), сценарист Михаил Зубко («Филатов») и оператор Роберт Саруханян (второй сезон «Эпидемии»). Надо сказать, команда сработала на ура — фильм написан и снят очень крепко, уверенно и стильно. В наследство от Н.В.Рефна ему достался утопающий в неоне город, от Скорсезе — герой с ворохом неврозов и травм, хотя по духу и ритму кино скорее смахивает на «Соучастника» Майкла Манна — с той лишь разницей, что здесь до конца непонятно, кто же в салоне убийца, а кто жертва. Да и «химия» между персонажами куда менее предсказуемая. И хотя местами картину заносит в откровенную стилизацию, свои час сорок она отрабатывает на отлично — за такое точно хочется влепить пять звезд!
1957 год. На носу у владельца автомобильной компании Энцо Феррари (Адам Драйвер) гонка Mille Miglia, а он разрывается между женой Лаурой (Пенелопа Крус) и любовницей Линой (Шейлин Вудли) с их общим сыном, который уже задает вопросы о том, почему он не носит фамилии отца. Коллизия, достойная застойного советского кинематографа семидесятых. Собственно, «Феррари» так и выглядит — как «Осенний марафон», «Полеты во сне и наяву» и «Отпуск в сентябре» с гонками. Это очень уязвимое для критики кино. Майкл Манн ничего не разжевывает и как будто даже не занимает позиции. Центральный интерес его остается неизменным: человек и его навыки. Впрочем, до этого Манн в своих фильмах так пристально не вглядывался в семейную драму (в той же легендарной «Схватке» она у него была показана мимоходом) и еще не разыгрывал такую высокую трагедию.
В «Феррари» смерть неотступно следует за героями. За самим Феррари, который недавно похоронил сына. За гонщиками, которые пытаются ее обогнать. Даже лошадка на эмблеме Ferrari в какой-то момент словно превращается в четвертого коня Апокалипсиса — Смерть. Вообще, в Италии, как в очень набожной стране, есть какой-то нездоровый культ смерти. А поскольку для Феррари гонки — это почти религия, то антиподом смерти в фильме выступает двигатель внутреннего сгорания — своего рода метафора жизни. Пока мотор работает, значит, все в порядке. Но любой мотор не вечен, поэтому Феррари пытается его усовершенствовать, ведь «жизнь так устроена, что если что-то хорошо работает, то оно и глазу приятно». Если кино снимает смерть за работой, то Майкл Манн снимает за работой людей, которые бросают смерти вызов. В этом и кроется величие его фильма.
1939 год. Власти США думают, стоит ли ввязываться во Вторую мировую войну, а стареющий детектив Филип Марлоу (Лиам Нисон) — браться ли за очередное дурно пахнущее дельце. На этот раз богатая красотка Клэр Кавендиш (Диана Крюгер) просит отыскать пропавшего любовника (Франсуа Арно). Тот не настолько мертв, как о нем говорят. Скорее всего, он скрывается от бывших партнеров, у которых увел что-то крайне ценное. Поиски заводят Марлоу в Голливуд, где все — не совсем то, чем кажется.
Режиссер Нил Джордан больше всего известен своим «Интервью с вампиром». В этот раз он решил взяться за историю другого «вечно молодого» героя Голливуда — знаменитого сыщика Филипа Марлоу, детище писателя Реймонда Чандлера, пик популярности которого пришелся на сороковые и семидесятые прошлого века — эпоху расцвета нуара и неонуара. Новый роман о сыщике в 2014 году написал соотечественник Джордана ирландец Джон Бэнвилл, а адаптировал его для экрана оскароносный сценарист Уилльям Монахан («Телохранитель»). На первый взгляд, фильм выглядит как старомодный косплей, среднего качества стилизация под какой-нибудь «Китайский квартал» (к которому недвусмысленно отсылает завязка). Но ровно до тех пор, пока дела не заводят Марлоу на «фабрику звезд». Именно эта страна чудес больше всего занимает синефила Джордана, как и Квентина Тарантино. Если вслушаться в грубые нуарные диалоги, то, помимо обычных угроз и оскорблений, они наполовину собраны из классических киноцитат и прочих метаотсылок. А сценарий остроумно пытается подружить золотой век Голливуда с современными реалиями. Под таким соусом от этого детектива можно получить массу удовольствия.
Знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) вышел на пенсию и живет отшельником в Венеции. Но здесь его достает давняя подруга, автор детективов Ариадна Оливер (Тина Фей), сделавшая карьеру на книгах о его былых приключениях. Чтобы вновь разжечь в детективе страсть к работе, она зовет Пуаро в мрачное и, по слухам, проклятое палаццо, где знаменитая медиум (Мишель Йео) покажет чудеса спиритизма. Вот только вызванный дух требует от сыщика отыскать виновных в его смерти, а вскоре в отрезанном от мира бурей особняке произойдет и новое убийство.
Третья часть приключений невероятно усатого Кеннета Брана в роли изъеденного неврозами, но по-прежнему гениального сыщика. На этот раз за основу взяли не бестселлеры Агаты Кристи, а ее малоизвестный рассказ «Вечеринка в Хэллоуин», который сценарист Майкл Грин еще и перелопатил чуть ли не до основания, оставив, собственно, праздник да пару выразительных деталей. По сравнению с предыдущей «Смертью на Ниле» кино слегка потеряло в бюджете и заодно окончательно перестало быть капустником для стареющих звезд. Что на удивление пошло ему на пользу. Как только голливудские актеры перестали дергать оператора Хариса Замбарлукоса по поводу своих рабочих лицевых сторон, тот выдал умопомрачительную во всех смыслах картинку. Филигранный свет, зеркала и самые безумные ракурсы не дают заскучать — а вместе с музыкой Хильдур Гуднадоуттир создают неповторимую атмосферу настоящего готического хоррора, так что усищи Пуаро встают дыбом и поворачиваются винтом. Бесспорно, самый выразительный и стильный фильм трилогии!
Солнце продолжает вставать на востоке, а Тимур Бекмамбетов — продюсировать десктоп-триллеры (хоть что-то в этом мире остается неизменным). «Пропавшую без вести» поставили монтажеры «Взаперти» и «Поиска» Николас Д.Джонсон и Уилл Меррик. И если «Поиск» рассказывал про то, как отец ищет дочь, то в этом фильме ситуация ровно противоположная: 18-летняя девушка Джун (Сторм Райд из «Эйфории») ищет свою мать (Ниа Лонг), которая поехала с бойфрендом (Кен Люн) отдыхать в Колумбию — и пропала. В поисках помогает колумбиец Хави (Жуакин ди Алмейда, переигравший тысячу разных латиноамериканских злодеев, а тут раз в жизни исполнивший роль приличного человека).
Когда-то казавшаяся прорывной форма десктоп-триллера за десять лет порядком поднадоела, если не устарела. Зачем снимать кино, действие которого целиком разворачивается на экране компьютера, если за браузерными окнами есть целый мир? Кажется, авторы и сами это понимают, поэтому периодически стараются сделать так, будто действие покидает пределы монитора — скажем, героиня однажды переключается на гаджет со встроенной камерой. Все это правда выглядит немного по-жульнически (особенно когда играет закадровая музыка, кто ее ставит?), и совершенно непонятно, зачем вообще нужны эти формалистские ограничения. Поэтому в «Пропавшей без вести» интересна не форма, а в первую очередь содержание. У фильма на редкость многоступенчатая интрига: каждый раз, когда вам покажется, что вы догадались, к чему идет дело, картина совершает сюжетный разворот и обманывает ожидания. Редкий случай, когда триллер реально заставляет трепетать.
Иран в «Священном пауке» снимали в Иордании — и, если вы хоть чуть-чуть знакомы с персидским кинематографом, у вас не возникнет в этом сомнений. Фильм начинается с голого торса и синяков на измученном теле секс-работницы, которая собирается выйти на панель. Такой репрезентации телесности, женской телесности, а также орального секса, которым героине приходится заниматься с клиентами в автомобиле, невозможно увидеть в зацензурированном официальном, да и диссидентском иранском кино. В этом смысле картина нарушает множество табу, но, главное, она выступает с социальной критикой несовершенного иранского общества.
Действие в фильме происходит в священном городе Мешхед в 2001 году, где в то время орудовал серийный убийца Паук, расправлявшийся с женщинами легкого поведения и ставший в массовом сознании чуть ли не национальным героем. Собственно, одной из его жертв становится та самая секс-работница из пролога картины, глазами которой мы видим социальное дно Мешхеда. Расследовать эти и другие преступления из Тегерана приезжает журналистка Рахими (Зар Амир-Эбрахими, приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале 2022 года), которая не находит поддержки у местной полиции (даже наоборот: один из полицейских начинает ее домогаться), поэтому репортерке приходится ловить маньяка на живца — то есть на злачных улицах Мешхеда подставляться самой.
В кино есть одно золотое правило: если режиссер не хочет скатиться в так называемый эксплуатейшн — эксплуатацию секса, насилия и всего такого, — то он снимает жанровый фильм, потому что в жанровой оболочке ужасы этого мира выглядят уже не так страшно. Поэтому картина Аббаси не надрывная драма (хотя драме в ленте, конечно, найдется место), а криминальный триллер — игровой тру-крайм, который, как и документальная мини-серия «Разговоры с убийцей» Джо Берлингера на Netflix, заставляет в нервном напряжении ерзать на краешке стула два часа.
Уйдя на пенсию, французский преподаватель Антуан (Дени Меноше) решает переехать в испанскую глушь, чтобы вместе с женой Ольгой (Марина Фои) выращивать томаты в поте лица. А на свободные средства он ремонтирует брошенные дома, чтобы кто-нибудь из городских обратил внимание на райское местечко. На него в итоге выходят норвежские энергетики, которые предлагают местным деньги за строительство на их участках ветряных мельниц. Антуан идет в отказ — и небольшой конфликт между ним и деревенскими вскоре перерастает в настоящую вражду.
Фильм основан на реальной истории пары датчан в глухой испанской деревушке Сантанолла — в 2016 году вышел документальный фильм-расследование об этой запутанной и трагической истории. Режиссер Родриго Сорогойен («Стокгольм») решил художественно переосмыслить этот материал, в чем ему помогла верная соратница — сценаристка Исабель Пенья. Многие окрестили фильм новой инкарнацией «Соломенных псов»: и там и там приезжий интеллигент конфликтует с деревенской гопотой. Но при внешних сходствах механизмы драматургии у фильмов совершенно разные. Если Сэм Пекинпа в семидесятые старался разглядеть зверя внутри респектабельного профессора, то Сорогойен разыгрывает на деревенском пленэре настоящую греческую трагедию, в топку которой подкидывает один конфликт за другим: города и деревни, мужского и женского, отцов и детей. При этом каждый причудливо развернут необычной стороной. А неожиданная смена протагониста ближе к финалу окончательно превращают кино в аттракцион с кривыми зеркалами, где каждый зритель сам решает, хохотать или плакать над очередным отражением.